понедельник, 7 ноября 2011 г.

3D-технологии в школу! Нужно ли?


В начале этой недели многие СМИ сообщили о пресс-конференции министра образования правительства Московской области Лидии Николаевны Антоновой. Министр сообщила о том, что в 73-х образовательных учреждениях Подмосковья (всего их около полутора тысяч) к 1 сентября планируется установить уникальные образовательные комплексы, представляющие собой интерактивные лаборатории с 3D-кинотеатрами. Стоимость каждого образовательного комплекса, который с лёгкой руки Лидии Николаевны назвали «образовательным театром», составляет около 1 миллиона рублей. Средства будут выделены из областного бюджета.

Школы – «счастливчики» (а это победители областного конкурса школ с инновационными программами) смогут выбирать один из шести предметных вариантов комплектации комплекса. Комплект по химии позволит детям видеть в трехмерном изображении, как протекают химические реакции, комплект по географии позволит совершать виртуальные трёхмерные путешествия по всему миру, есть комплекты по биологии, по физике, а также по наукам гуманитарного цикла и IT-технологиям.

По словам министра в некоторых образовательных учреждениях Подмосковья такое оборудование уже используется. Министерство рекомендует создавать в школах научные сообщества, создавать интерактивные уроки для младших школьников, монтировать фильмы, более основательно изучать науки.

Очень сложные и противоречивые чувства возникли у меня при чтении этой новости в средствах массовой информации.

Большинству из нас 3D формат знаком по фильмам в кинотеатрах, у кого – то есть и телевизоры в 3D формате. Применение 3D-технологий в образовании пока невелико, но оно уже встречается.

Проблема заключается в том, что технологии 3D не являются безопасными для здоровья, а возможно, вред их даже больше, чем мы можем себе предположить. В 2010 году компания Sony признала наличие неприятных побочных эффектов от просмотра фильмов со стереоэффектами и рекомендовала ограничить подобные развлечения для детей, особенно до шести лет. К побочным «эффектам» могут относиться: головокружение, тошнота, ухудшение зрения, мышечный тик, головные боли и дезориентация.

Чуть ранее с подобными предупреждениями выступала компания Samsung, а ещё раньше о вреде 3D-эффекта писал разработчик компьютерных игр и один из создателей языка виртуальной реальности VRML Марк Пеши (Mark Pesce).

Почему после просмотра стереопрограмм появляются неприятные ощущения. и возможны проблемы со здоровьем? Оказывается, технология 3D создаёт не реальный трёхмерный мир, а видимость трёхмерности, иллюзию. Достигается это за счет технологии эффекта параллакса. Параллакс – один из десятка оттенков «восприятия глубины (объёма)», которые мозг человека использует для определения расстояния до предмета. Поскольку все 3D-технологии (в кино и компьютерных играх) используют лишь оттенки глубины, основанные на параллаксе, нашему мозгу во время сеанса приходится игнорировать несколько других оттенков восприятия. Поэтому трёхмерность в фильмах кажется не совсем правильной. Когда просмотр заканчивается, мозг по инерции еще некоторое время продолжает борьбу с самим собой, продолжая игнорировать некоторые оттенки восприятия, а, если смотреть 3D-программы часто, то такая дезориентация может закрепляться и приобретать необратимый характер.

Если мы смотрим фильмы с 3D эффектом в кинотеатрах, и это происходит нечасто, кроме неприятных ощущений после просмотра программ, нам, наверное, ничего страшного не грозит. Опасность для здоровья появляется, когда технологии 3D используются часто. Насколько часто? Неизвестно. Таких исследований, возможно, никто ещё не проводил, либо проводили разработчики, а они о вреде своей продукции рассказывать не торопятся.

Какое влияние окажут 3D-уроки на здоровье учеников, в частности на зрение? Кому выгодно снабдить школы оборудованием с 3D эффектом? Почему такое дорогостоящее оборудование, укомплектованное программой только по одному предмету, распределяется по отдельным школам, вместо того, чтобы в районах создавать бесплатные районные (городские) информационные центры с «образовательным театром» и полным комплектом программ по всем предметам, куда все школы района (города) могли бы приводить школьников по предварительной записи, не слишком часто, зато на различные программы. Пожалуй, и для бюджета обошлось бы дешевле, и вопросов о сохранении здоровья школьников не возникало бы.
>>

откуда появился 3D формат, и чего ждать от него в будущем.



   Чем больше выпускается фильмов и анимационных лент в формате 3D, тем громче раздаются голоса критиков, утверждающих, что закат стереокинематографа не за горами.

Хорошо знакомые современному зрителю очки с красно-синей оптикой появились еще в 20-е годы прошлого века.
  
     Тому находится немало подтверждений. Все чаще трехмерные картины рискуют с треском провалиться в прокате, особенно, если добавление «3D» к названию — их единственное достоинство. Сторонники трехмерных фильмов утверждают, что провалы обусловлены плохим качеством технологии, которая сама по себе есть лишь средство, не заменяющее сюжета и даже другие спецэффекты. И трудно не признать их правоту: среди громких провалов абсолютное большинство — плохие фильмы с дешевым 3D.     Что же такое современный этап развития стереокинематографа — очередное кратковременное возрождение или подлинная технологическая революция?
Как все начиналось.

    3D фильм был впервые продемонстрирован публике в кинотеатре в 1922 году, причем эксперименты с объемным изображением уходят корнями еще в конец XIX века, когда сам кинематограф был в новинку. Что характерно, первый патент в этой области был выдан англичанину, однако усовершенствовать технологию до такой степени, чтобы стало возможным ее коммерциализировать, удалось только американцам.



      Самый успешный в коммерческом плане 3D-фильм XX века – «Стюардессы» (1969), окупился примерно в 300 раз. Формулой успеха можно назвать сочетание эротики и 3D-формата. Фото ©Al Silliman Jr.

     Справедливости ради, речь идет о нескольких технологиях. В 1920 — 1930-х годах применялись анаглифический и затворный методы. Первый — хорошо известные сегодня красно-синие очки и цветовое кодирование изображения. Второй — тоже очки, но с затемненной только левой или правой частью и синхронизацией быстрой смены кадров на экране, которая позволяет получить единую объемную картинку.     К концу 1930-х годов распространение получил метод, основанный на эффекте поляризации света — кадры, пропущенные через особые фильтры в проекторах, накладывались друг на друга на одном экране. С помощью очков, в которых устанавливались подобные фильтры создавался 3D-эффект.


    В 1950-х годах коммерческий стереокинематограф получил достаточно широкое распространение. Способствовали этому и совершенствование технологии, и рост числа кинотеатров, и многое другое, причем к популярности фантастики, самого естественного для использования 3D жанра, это отношения не имело.     В стереоформате снимались неожиданные по тематике картины — например, Dial "M” for Murder Альфреда Хичкока (1954). Практически все действие этого классического детектива происходило в одной квартире. Неудивительно, что 3D-формат не оказал никакого влияния на прокатную судьбу ленты. 

 А самым прибыльным стереофильмом той эпохи оказалась эротическая комедия «Стюардессы» (1969). Применение новой технологии Stereovision позволило уменьшить бюджет до $100 тысяч. Фильм окупился почти в 300 раз. Правда, это впечатляющее достижение проложило дорогу более привычным, а не только эротическим, фильмам лишь в начале 1980-х годов. Впрочем, даже появление формата IMAX не помогло стереоэффектам стать мейнстримом — в 3D демострировались, как правило, документальные картины.



    Главное отличие современного 3D от 3D прошлого века — сочетание с цифровыми технологиями, развитой компьютерной графикой и простота в эксплуатации необходимого оборудования. Если раньше изобретения в стереокинематографе совершали одиночки, то теперь это дело огромных компаний, таких, как Walt Disney Company.     Пионером этого направления по праву можно назвать Роберта Земекиса, который едва ли не первым оценил возможности 3D в кинофантастике. Его «Полярный экспресс» (2004) был первым 3D-мультфильмом. Последняя работа студии Земекиса, «Тайна красной планеты», тоже выполнена в стереоформате и является представителем весьма широкого и успешного направления в 3D-кинематографе — трехмерной анимации. Сегодня мультфильмы, созданные в этом формате на равных конкурируют с игровым кино; причем как по сборам, там  и по престижным кинопремиям. И «Тайна красной планеты» занимает в списке этих мультфильмов далеко не последнее место.


    Впечатляющие технологические и коммерческие достижения современного 3D, далеко превосходящие все мечты XX века, связаны с «Аватаром» Джеймса Кэмерона. Самая успешная картина на планете, «Аватар» перевернул представления о реальности у миллионов людей — во многом, благодаря новаторству в 3D-эффектах.

    Так что сегодня вряд ли стоит бояться спада интереса к стереокинематографу.  Формат нашел свою нишу — им стала полнометражная анимация и хорошая фантастика. Выйдет ли 3D за пределы этих жанров – покажет время, но пока его ждет бурное развитие именно в рамках зрелищного, развлекательно кино.

Opera 12 с аппаратным ускорением и поддержкой WebGL


Вышла альфа-версия Opera 12 с аппаратным ускорением и поддержкой WebGL


Во время конференции Up North Web была представлена очередная альфа-версия Opera 12 (сборка 1105). Это важный шаг в развитии популярного в наших краях веб-обозревателя, так как в него была добавлена поддержка аппаратного ускорения.
Конечно, пока ускорение является лишь экспериментальной функцией и первая альфа-сборка полагается на OpenGL для кросс-платформенной совместимости, однако прогресс заметен, и в будущем обещано, что Windows-версии браузера будут поддерживать ускорение через DirectX 9 и 10, что обеспечит более высокую производительность под ОС от Microsoft. Рендеринг всего пользовательского интерфейса, а также веб-страниц будет переложен с центрального процессора на графический ускоритель.
В альфа-версии Opera 12 также введена предварительная поддержка  WebGL, разрабатываемого Khronos Group стандарта для ускорения 3D-графики прямо на веб-страницах. Firefox и Chrome уже предлагают поддержку WebGL, но Opera 12 не отстаёт.
Благодаря всем этим нововведениям в Opera 12 станет возможным значительно ускорить общее веб-окружение, а также обеспечить приемлемую скорость работы сайтов с богатой графикой. Разработчики привели в блоге ряд примеров использования стандарта WebGL на сайтах, в том числе и игру Emberwind. Для просмотра их понадобятся браузеры Opera 12, Chrome 9, Firefox 4 и Safari 5.1 или выше. Скачать Opera 12 можно с официального сайта.

>>